Фонокорректор Gold Note PH-1000 Line
тест в журнале Stereophile март 2022
оригинал статьи находится здесь
      Gold Note PH-1000 - это со значительным отрывом самый сложный, самый настраиваемый фонокорректор, который когда-либо производила любая компания в мире. Примечательно, что, учитывая всю эту гибкость и изощренность, использование и настройка PH-1000 очень просты.     Несмотря на все, что может PH-1000, и все, что вы можете с ним или с помощью него сделать, вы никогда не заблудитесь во вложенных меню, благодаря тому, что Gold Note называет "SKC" (Single Knob Control - единственная кнопка управления) - но прежде чем перейти к управлению, давайте изучим возможности PH-1000 и его конфигурацию.
     Основы: PH-1000 имеет два стандартных фононебалансных (RCA) входа и один стандартный балансный (XLR) вход; в комплект поставки входят два линейных входа, но я ими не пользовался (у автора была версия Line со встроенным предусилителем). Нагрузка может быть установлена независимо для каждого входа, 12 вариантов для RCA-входов и восемь вариантов для XLR-входов.
     Кроме того, есть третий RCA и второй XLR-разъемы, которые можно использовать для точной настройки нагрузки. Фонокорректор имеет как небалансный RCA и небалансный XLR выходы.
      Варианты емкостной нагрузки (для картриджей ММ с подвижными магнитами): OFF и 100, 150, 220, 330, 470 и 1000пФ. В положении "OFF" картридж нагружает только емкость кабеля.     Усиление по умолчанию составляет 40 дБ в режиме MM и 65 дБ MC; это усиление может быть настроено на шесть других уровней относительно 65 дБ: -9, -6 или -3 дБ, 3, 6 и 9 дБ. Таким образом, максимальная настройка усиления составляет 74 дБ, что должно быть достаточно для усиления даже для МС фонокартриджей с самым низким выходным уровнем.
     Также есть настройки "моно", инверсия фазы/полярности, функция переключения каналов L-R и фильтр инфразвука "рокотфильтр". Есть разъем для наушников. PH-1000 имеет регулятор громкости (режим "Preamp"), который можно использовать для подключения усилителя мощности, или для точной настройки усиления выходного сигнала предусилителя. Или, если вы предпочитаете, вы можете обойти регулятор громкости и использовать PH-1000 на фиксированном выходе (режим "Stage").
     Это большая гибкость, но что действительно отличает PH-1000 от большинства других фонокорректоров, так это множество вариантов эквализации, которые включают, по словам Gold Note, "более 40 кривых".
А теперь отступление
​    Несмотря утверждения некоторых «специалистов», я информирую, что на самом деле, как только началась эра стерео, почти все лейблы, иностранные и отечественные (имеется в виду США), очень быстро перешли на кривую RIAA.
    В том числе британская Decca и ее американский филиал London Records. Почти все эти пластинки были отпрессованы на одном и том же британском прессовом заводе. Они были одинаково отпрессованы. Только этикетки были разными. На обложках London Records написано "используйте кривую RIAA" не для того, чтобы кого-то обмануть, а потому что именно этот эквалайзер использовался при нарезке лака (сноска 1). Извините, что повторяю это как заезженная пластинка, но мне приходится это делать, поскольку онлайновая шумиха и шарлатанство продолжаются.
     Недавно я провел некоторое время с Алланом Стеклером (Allan Steckler), который возглавлял классическое подразделение London Records до ухода в компанию ABKCO, в которой он курировал каталог Rolling Stones. Стеклер подтвердил все это. Он также сказал мне, что у "Декки" и "Лондона" были разные обложки, потому что ему не нравился выбор "Декки". Он отказался от интервью на камеру, что очень жаль, потому что у него были хорошие истории. Но я отвлекаюсь от своего отступления.
     Старые мифы умирают тяжело. Во время недавней встречи Zoom с обществом аудиофилов мне возразили о одном и том же прессовании пластинок в Лондоне/Декке. Один из членов общества утверждал, что лондонцы весят меньше, чтобы сэкономить на доставке – это было доказательством того, что они не идентичны. Тогда я взвесил на цифровых весах несколько дисков London и Decca. Все они весили в пределах нескольких граммов друг от друга. Некоторые из «Лондонов» даже весили немного больше, чем соответствующие «Декки».
      Другой производитель фонокорректоров утверждает, что компании Prestige и Blue Note использовали разные кривые, хотя на самом деле, лаковые диски для этих компаний были вырезаны Руди Ван Гелдером на одном и том же токарном станке. Пожалуйста, давайте прекратим этот бред! Конец проповеди и отступления.
​     Вот несколько вариантов эквалайзеров, перечисленных Gold Note для PH-1000: Capitol; Columbia/CBS; Deutsche Grammophon; Decca London USA; Decca London UK; Decca Mono 78rpm; Epic; HMW; Mercury; RCA Victor; Philips; Elektra; L'Oiseau-Lyre; Parlophone.
    Gold Note также утверждает, что "каждая кривая может быть "улучшена" с помощью их фирменной запатентованной технологии, вдохновленной полюсом Нейманом (Neumann Pole), для расширения частотной характеристики до 50 кГц." (сноска 2)
     Вопрос, откуда Gold Note взяла свое утверждение о "40+ кривых"? Ответ - это число получается, если взять 18 выбираемых предустановленных кривых, добавить еще четыре, которые вы можете сконфигурировать сами. Получится - 22, а затем добавить "полюс Неймана" к каждой из них, чтобы получить "40+". Фонокорректор Gold Note чемпион мира по количеству настроек эквализиционной кривой, правда если не считать фонокорректора LOCi стоимостью 14 500 долларов, выпускаемого компанией Millennia Music & Media Systems по государственному контракту для Библиотеки Конгресса, который, надо признать, гораздо сложнее в использовании.
      Хотя пользовательский интерфейс имеет цифровое управление, все сигнальные тракты, включая эквализацию, остаются строго в аналоговой области с использованием компонентов, которые Gold Note называет "компоненты аудио-класса", и герметичных одиночных переключателей с целью сделать сигнальные тракты как можно короче.     Если у вас есть большая коллекция пластинок со скоростью вращения 78 об/мин или монофонических LP, выпущенных до эпохи стерео, или если вы профессиональный или серьезный любитель «переписыватель» раннего винила - тогда эти предустановленные кривые могут оказаться полезными. В противном случае, если вы хотите использовать их на пластинках стерео-эры, это прекрасно, продолжайте, но стерео пластинки были нарезаны не так.
     Gold Note предлагает четыре дополнительные опции (за отдельную плату), ни одна из которых не была поставлена для данного обзора: два внешних блока питания PSU-1250 и PSU-1000 (можно использовать только один из них) и два внешних выходных каскада TUBE-1012 и TUBE-1006 (можно использовать только один из них) , оба подключаются к разъемам на задней панели.

Большой экран, полный контроль
​     Как уже говорилось ранее, выбор и управление функциями осуществляется с помощью одной ручки (можно крутить и нажимать), которой помогает цветной ЖК-экран большого размера и хорошо организованный. Изменения можно вносить, не прерывая воспроизведения, хотя при срабатывании реле возникает кратковременная пауза.
     При первом нажатии на кнопку вокруг выбранной кривой эквалайзера появляется прямоугольник. Затем вращение кнопки/ручки перемещает прямоугольник по различным другим опциям: "нагрузка"; "фильтр инфразвука (рокотфильтр)"; "стерео-моно"; и так далее. Когда вы достигнете параметра, который хотите отрегулировать, просто нажмите кнопку еще раз, и прямоугольник станет красным. Теперь, вращая кнопку, вы можете выбрать все опции в этом параметре. Например, выбрав "Стерео", нажмите кнопку и поверните ее, чтобы выбрать "стерео", "стерео 180" – инверсия фазы, "моно" и "моно 180". Нажмите кнопку еще раз, чтобы зафиксировать выбор.
      Система проста в использовании, но есть одно неудобство: каждый раз, когда вы изменяете настройки, вы должны перемещаться по меню с самого начала. Это делает сравнение двух вариантов более медленным и громоздким. Прошивка, кстати, обновляется  легко в домашних условиях.     Для столь сложного продукта с множеством опций руководство неадекватно – небрежно написано и полно дыр, слишком мало указаний о том, какие настройки следует выбирать. Возможно, Gold Note полагает, что покупатели такого сложного устройства обладают необходимыми знаниями.
Гладкий, шелковистый, изысканный звук
     Я проверил PH-1000 на сбалансированность, попробовав его как с регулятором громкости, так и в режиме "Stage" (фиксированная громкость). Звук, включая тихие фоны, заметно не отличался между двумя режимами работы. Это означает, что PH-1000 должен хорошо работать в полностью аналоговой системе без предусилителя уровня.
      Компания Analogue Productions недавно переиздала альбом Вилли Нельсона (Willie Nelson) «And Then I Wrote» (APP 133-45), впервые выпущенный на Liberty Records в 1962 году. Это был первый альбом Вилли, но некоторые из песен уже стали хитами для других исполнителей, включая "Crazy" (Пэтси Клайн), "Hello Walls" (Фарон Янг) и "Funny How Time Slips Away" (Джимми Элледж и, позднее, Брайан Ферри, и других). Вы можете не узнать Вилли на фотографии с обложки, но вы сразу же узнаете его голос. Здесь много реверберации в стиле ранних 60-х, которая помещает Вилли в пузырь и выдвигает его далеко вперед на звуковой сцене, а обычные банальные, воркующие фоновые певцы находятся далеко позади, на некоторых треках прямо позади, а иногда и вовсе в правом канале. Это великолепное произведение того периода, в котором Вилли попеременно поет и карикатурно декламирует грустные тексты об одиночестве, душевной боли и сожалении. Я много раз проигрывал эту запись через свое референсное оборудование, а теперь еще и через благочестиво свободный от всех функций фонокорректор Paradox Phono 70 Signature, о котором я пишу в своей колонке Analog Corner column в этом месяце. Признаю, что погружение в себя еще никогда не было таким приятным.     Фирменная звуковая характеристика PH-1000 - это ультранасыщенная плавность. Шаркающая ударная установка и звонкое пианино или вибрафон были несколько мягче и плавнее, чем я привык, но не менее привлекательными и прозрачными.
     Фонокорректор Paradox Phono 70 Signature устранил некоторую гладкость, немного усилил переходные процессы на фортепиано и барабанах и придал обоим инструментам (барабанам и фортепиано) несколько большую пространственную рельефность. Реверберация была менее цветистой, что увеличило детализацию вокальных партий и усилило фокус и атаку ритмичной басовой линии.
     Великолепное переиздание Electric Recording Company "Музыки для альта и виолончели" Герберта Даунса и Жаклин дю Пре (Herbert Downes and Jacqueline du Pré's) (Columbia CSD 1499/ERC 028) подчеркнуло звуковые достоинства PH-1000. Фонокорректор PH-1000 позволил получить столь роскошный альтовый звук, за который и умереть не жалко, с богатым, мерцающим сустейном (продолжительными нотами) и реалистичными микродинамическими нюансами. В "Венгерском танце №17" Брамса с Джеральдом Муром (Gerald Moore) на фортепиано тембральная картина была богатой и полной, а физическая презентация - убедительной. Следующий трек, "Ave Maria" с Роем Джессоном (Roy Jesson) на органе, продемонстрировал низкочастотную глубину, с которой не смог сравниться менее дорогой фонопредусилитель Paradox, каким бы хорошим он ни был.
      Переходя к монозаписям, которые были сделаны до эры стерео, я попробовал альбом Луиса Примы (Louis Prima) "The Wildest! (LP, Capitol T755), оригинал 1956 года с бирюзовой этикеткой. Была ли она вырезана по кривой Capitol, или уже произошел переход на RIAA? Я не знаю, но я использовал кривую Capitol с хорошим эффектом. После попурри Прима/Кили Смит (Prima/Keely Smith) "Just a Gigolo"/"I Ain't Got Nobody" (кавер которого спустя годы исполнил Дэвид Ли Рот (David Lee Roth), Луис и Кили исполняют "Nothing's Too Good for My Baby". С кривой Capitol картина раскрылась тембрально и динамически. Вокал Кили Смит легко вплывал в комнату, а наслоение инструментов спереди назад убедило бы даже самых стойких ненавистников моно в том, что делает хорошо записанное одноканальное прослушивание особенным. Тромбон Джеймса Блаунта (James Blount ) на "Body and Soul" при использовании кривой Capitol был прямо-таки живым. Он был более мягким, сдержанным и менее буйным с настройкой RIAA. "Регулировка тембра" или правильная эквализационная кривая? Я не знаю, но в любом случае, мне понравилось, и использовать его было проще простого.     Некоторые люди настаивают на том, что на пластинках Deutsche Grammophon использовалась кривая DG/Teldec вплоть до эпохи стерео, и поэтому записи DG имеют тенденцию звучать тускло при воспроизведении с использованием RIAA. Запись "Симфония №4 Брамса" (DG 138 927) с тюльпановой этикеткой, которую я играю со студенческих времен, определенно раскрывается сверху при воспроизведении с кривой DG/Teldec - но правильная ли это эквализация? Брамс стал более открытым сверху потому, что его воспроизводили с правильной эквализацией, или потому, что фонокорректор действовал как регулятор тембра? Я не уверен.
      Если вы хотите копнуть глубже, заходите на сайт Pspatial Stereo Lab, думаю вы будете увлечены вопросами эквализации и одновременно полностью запутаны (сноска 3). Я не хотел бы чтобы этот обзор превратился в поход исследования странностей эквализации. Вместо этого давайте рассмотрим, как PH-1000 справляется с рок-музыкой.
      Первое: Sandinista!, а именно CBS FSLN 1, британское издание, набор из трех пластинок группы Clash. Это та версия, которую нужно иметь, если вы фанат Clash. Американское издание не может сравниться с британским оригиналом по широкому верхнему краю и чрезвычайно широкому звуковому пространству. Записанный и смикшированный Биллом Прайсом, альбом получился взрывным, а его упорядоченная звуковая сцена хорошо контрастирует с музыкальной анархией группы. Трибьют Motown "Hitsville U.K." должен иметь яркий треск и треск на верхних частотах; Gold Note PH-1000 с его гладкой, обходительной звуковой индивидуальностью немного смягчает и приглушает верхние частоты на этом альбоме. Барабаны Топпера Хедона должны быть более взрывными. Верхние частоты должны быть поярче. Бас Пола Саймонона должен быть более мускулистым, не таким вежливым и утонченным, каким его передает PH-1000. При этом прозрачность средних частот впечатляет.     Если вам нужен отчет о частотной характеристике снизу вверх, то вот он: бас PH-1000 хорошо контролируется и имеет нюансы, но слишком деликатный. Фонокорректор лучше воспроизводит акустические басы, чем электрические. Когда я проанализировал песню Боба Дилана "Visions of Johanna" с двойного альбома «Blonde on Blonde» оригинальной записи фирмы "360 Sound" (C2S 841), которую я слушал еще в своей студенческой спальне, и которая до сих пор звучит великолепно - я ожидал большей "цепкости" басовых линий Джо Саута.
     Однако, удары тарелок Кенни Баттри были поразительно чистыми, каждый из них был выразительным и значимым. Голос Дилана, хорошо изолированный в передней части звуковой сцены, был захватывающим, а гитарные партии Уэйна Мосса и Чарли Маккоя были жилистыми, резкими и тревожными - как и должно быть. Орган Эла Купера (который звучит как-то неправильно) и губная гармоника Дилана были такими пронзительными и резкими, какими мы и ожидали их видеть, и совсем не мягкими, чего, исходя из опыта Clash, я и ошибочно ожидал. 
      Звездой этой сессии прослушивания песни Боба Дилана была ясность и четкость средних частот PH-1000 и точность переходных процессов на верхних частотах. Только бас разочаровал, особенно потому, что он является ключевым для музыкальной души композиции "Visions of Johanna".
Заключение     Изготовленный в Италии Gold Note PH-1000 является визуально привлекательным - лучше всего он смотрится в золотом корпусе (по моему мнению), функционально ориентированным, сложным фонокорректором, тем не менее простым в использовании и с уникальными настройками. По моему опыту рецензирования, это редкое и привлекательное сочетание. Вы никогда не заблудитесь в системе вложенных меню. Его регулятор громкости прозрачен и хорошо работает, что означает, что PH-1000 можно использовать без линейного предусилителя в аналоговой системе - или установить на "Stage" в более типичной системе, с предусилителем линейного уровня. Гибкость усиления, нагрузки и эквализации отличает его от большинства, если не от всех других доступных в настоящее время фонокорректоров. Его возможность изменять фазу и переключать "стерео/моно", хотя и не являются абсолютно уникальными, не так часто встречаются в фонокорректрах, как это должно быть.
     Звуковые характеристики PH-1000 были такими же гладкими и утонченными, как и его операционная система. Он был тихим и одновременно микро- и макродинамически совершенным. Заметны такие качества как прозрачность, ясность и отсутствие зажатости в средних частотах
      Только чересчур вежливый бас разочаровал, но это чувствуется в основном на электрической, а не на акустической музыке. Возможно, опциональный внешний блок питания решит эту проблему. Дополнительный ламповый каскад мог бы дать более яркие оркестровые краски, но, как показала запись Даунс-дю-Пре (среди прочих), эти звуковые богатства уже и так присутствуют. Тихий, прекрасно звучащий встроенный усилитель для наушников класса А добавляет еще больше ценности.     Если вы себя спрашиваете: "Зачем нужны все эти дополнительные штуки, я просто хочу проигрывать свои стереозаписи?", то вам, вероятно, лучше потратить свои деньги в другом месте, поскольку большая часть ценности PH-1000 заключается в функциях и гибкости. PH-1000 становится очень привлекательным выбором, если в вашей коллекции пластинок много старых монофонических записей или если вы наряду с прекрасными звуковыми характеристиками цените также и совершенство настройки.
Спецификация

Описание:
 Одноблочный балансный фонокорректор с источником питания двойное моно и дополнительными линейными входами (один RCA, один XLR).
 Другие доступные опции включают два ламповых выходных каскада и два блока питания.
В комплект входит многофункциональный пульт дистанционного управления.
Входы: две пары RCA, одна пара XLR.
Выходы: одна пара RCA, одна пара XLR.
Усиление (выбирается пользователем): 40 дБ MM, 65 дБ MC ±3 дБ, ±6 дБ, ±9 дБ.
Нагрузка (сопротивление) вход RCA (12 вариантов): 100 кОм, 75 кОм, 47 кОм, 33 кОм, 22 кОм, 1 кОм, 470 Ом, 220 Ом, 100 Ом, 47 Ом, 22 Ом или 10 Ом + внешняя нагрузка.
Нагрузка (сопротивление) вход XLR (8 вариантов): 47 кОм, 1 кОм, 470 Ом, 220 Ом, 100 Ом, 47 Ом, 22 Ом или 10 Ом + внешняя нагрузка.
Емкостная нагрузка: 0, 100 пФ, 150 пФ, 220 пФ, 330 пФ, 470 пФ, 1000 пФ.
Эквализационные кривые: 18 предустановленных, 4 пользовательских кривых эквалайзера, плюс опция Neumann (вкл/выкл).
Максимальный выходной уровень: 2,5 В RMS. THD: <0.01%.
Отношение сигнал/шум: 100 дБ.
Динамический диапазон: 110 дБ.
Выходное сопротивление: небалансный выход 100 Ом; балансный выход 300 Ом.
Потребляемая мощность: 30W.
Размеры: 430 мм – Ш, 135 мм – В, 375 мм - Г.
Вес: 12 кг.
Отделка: черный, серебряный, золотой.
Используемая аппаратура:
 Аналоговые источники: OMA K3, SAT XD-1 turntables; SAT CF1-09, CF1Ti-09, Schröder K3, Kuzma 4Point tonearms; HiFiction Xquisite ST, Lyra Atlas and Etna Lambda SL, Ortofon MC Century, Anna Diamond, Verismo, A95, A90, Grado Epoch3, Miyajima Labs Infinity (mono), Grado Epoch (mono) cartridges.
Цифровые источники: dCS Vivaldi One SACD player/DAC; Lynx Hilo A/D-D/A converter; Mac mini running Roon, Pure Vinyl, and Vinyl Studio software.
Предусилители: darTZeel NHB-18S line preamplifier; Ypsilon MC-10L, MC-16L, and MC-20L and X-quisite X-20 step-up transformers; Ypsilon VPS-100, CH Precision P1 (with X1 PSU), Paradox Phono 70 Signature phono preamplifiers.
Усилители мощности: darTZeel NHB 468 monoblocks.
 Акустические системы: Wilson Chronosonic XVX. Межблочные кабели: TARA Labs Zero Gold, Zero Evolution, Zero, and Air Evolution, Analysis Plus Silver Apex, Stealth Sakra & Indra, Luminous Audio Technology Silver Reference.
 Акустические кабели: AudioQuest Dragon, TARA Labs Omega EvolutionSP.
 Силовые кабели: AudioQuest Dragon, Dynamic Design Neutron GS Digital power cord.
Аксессуары: AudioQuest Niagara 7000 power conditioner; CAD GC1 and GC3 Ground Controls; AudioQuest NRG Edison AC wall box & receptacles; RSX Industries Power8 box; ASC Tube Traps; RPG BAD, Skyline, and Abffusor panels; Stillpoints Aperture II Room panels; Symposium Ultra platform; HRS XVR turntable stand; Signature SXR and 2 Stillpoints ESS stands; Thixar and Stillpoints amplifier stands; Furutech record demagnetizer; Orb DF-01iA Disc Flattener; Furutech destat; Loricraft PRC4 Deluxe, Audiodesksysteme Gläss Pro, and Kirmuss Audio KA-RC-1 record-cleaning machines