Интегральный усилитель Western Electric 91E
журнал Stereophile октябрь 2022 г.
За 30 лет моего проживания в районе Гринвич Виллидж города Нью-Йорк я повидал немало. Сейчас наш район вовсю гремит, ревет и грохочет, и единственное, что в нем сегодня постоянно, это непрерывные изменения. Однажды эта территория восточных окраин с ее офисами, фабриками, пирсами и морской логистикой от Ворика до Гринвича приютила грандиозный мегаплекс-комплекс Диснея. Бетонные блоки офисов, опустевшие в 90-е годы, обступили кондоминиумы с фасадами, увешенными рекламой ботокса («Студии профилактики морщин»), косметической стоматологии («Конфиденциальное выравнивание зубов») и спортивных залов («Ваши достижения в фитнесе»). На улице Barrow стоит отель Keller в стиле старомодного нуар-кино с выцветшей от времени и покрытой грязью вывеской. Дальше идут бывшие бойни, в которых обосновались офисы Apple и Google. Традиционная пивная и притон в ближайшем отеле Ear Inn также никуда не делись.
А на улице West Street, упирающейся в реку Гудзон, возвышается 12-этажное здание в стиле неоклассицизма, которое доминирует над всем кварталом. Оно старше целого века, его покрытая медными листами крыша обросла зеленой коростой. Величественные и таинственные готические ворота закрыты на замок. Толпы людей, не имеющих представления об исторической значимости этого объекта, снуют вокруг.
В 90-х ударник Кен Микаллеф арендовал подвальное помещение этого здания для репетиций (сейчас оно относится к комплексу Westbeth Artists' Housing с доступными квартирами и студиями для художников). Кен – т.е. я собственной персоной – тогда не подозревал, что человек, которому я отдал деньги за аренду, был никто иной, как Пол Блей, джазовый пианист, который повлиял на творчество Билла Эванса, Кита Джаррета и барабанщика Пола Моушена. (Моушен впоследствии оставил Эванса и стал работать с Блейем). Здание это в 2011 году получило статус исторического объекта, хотя соответствующей вывески на нем так и не появилось; в отличие от многих европейских мегаполисов Нью-Йорк чрезвычайно скуп на вывески, как будто они могут помешать его дальнейшему росту и развитию.
Но здание по адресу 463 West Street является национальным памятником не потому, что в нем играли джазовые музыканты, и не потому, что Кен Микаллеф арендовал здесь помещение для репетиций, а потому, что в нем с 1987 по 1996 год базировалась компания Western Electric, исследовательское подразделение AT&T, партнерской компании Bell Laboratories. AT&T/Bell Labs прославились множеством изобретений в области Hi-Fi, включая ламповые усилители, транзисторы, обратную связь, первую в мире безэховую камеру с клиновидными акустическими рассеивателями, а также цифровое аудио. (Гарри Найквист и Клод Шеннон, авторы одноименной фундаментальной теоремы отсчетов, работали в Bell Labs.) И, конечно, первый широкополосный аппарат для звукозаписи с малыми искажениями – иными словами, для Hi-Fi – был разработан в Bell Labs в 1925 году (Прим. 1).
Собственные разработки подразделения Western Electric включали фонограф Orthophonic, комплекс для нарезки виниловых матриц Westrex, электровакуумную лампу 300B, которую многие считают лучшим мощным триодом всех времен, а также однотактный интегральный усилитель WE 91A 1936 года, которым были оснащены кинотеатры по всей стране.
А на улице West Street, упирающейся в реку Гудзон, возвышается 12-этажное здание в стиле неоклассицизма, которое доминирует над всем кварталом. Оно старше целого века, его покрытая медными листами крыша обросла зеленой коростой. Величественные и таинственные готические ворота закрыты на замок. Толпы людей, не имеющих представления об исторической значимости этого объекта, снуют вокруг.
В 90-х ударник Кен Микаллеф арендовал подвальное помещение этого здания для репетиций (сейчас оно относится к комплексу Westbeth Artists' Housing с доступными квартирами и студиями для художников). Кен – т.е. я собственной персоной – тогда не подозревал, что человек, которому я отдал деньги за аренду, был никто иной, как Пол Блей, джазовый пианист, который повлиял на творчество Билла Эванса, Кита Джаррета и барабанщика Пола Моушена. (Моушен впоследствии оставил Эванса и стал работать с Блейем). Здание это в 2011 году получило статус исторического объекта, хотя соответствующей вывески на нем так и не появилось; в отличие от многих европейских мегаполисов Нью-Йорк чрезвычайно скуп на вывески, как будто они могут помешать его дальнейшему росту и развитию.
Но здание по адресу 463 West Street является национальным памятником не потому, что в нем играли джазовые музыканты, и не потому, что Кен Микаллеф арендовал здесь помещение для репетиций, а потому, что в нем с 1987 по 1996 год базировалась компания Western Electric, исследовательское подразделение AT&T, партнерской компании Bell Laboratories. AT&T/Bell Labs прославились множеством изобретений в области Hi-Fi, включая ламповые усилители, транзисторы, обратную связь, первую в мире безэховую камеру с клиновидными акустическими рассеивателями, а также цифровое аудио. (Гарри Найквист и Клод Шеннон, авторы одноименной фундаментальной теоремы отсчетов, работали в Bell Labs.) И, конечно, первый широкополосный аппарат для звукозаписи с малыми искажениями – иными словами, для Hi-Fi – был разработан в Bell Labs в 1925 году (Прим. 1).
Собственные разработки подразделения Western Electric включали фонограф Orthophonic, комплекс для нарезки виниловых матриц Westrex, электровакуумную лампу 300B, которую многие считают лучшим мощным триодом всех времен, а также однотактный интегральный усилитель WE 91A 1936 года, которым были оснащены кинотеатры по всей стране.
Реинкарнация
Предъявленный AT&T в 1974 году антимонопольный иск и последовавшее за ним расформирование телекоммуникационной сети Bell в 1982 заставили Western Electric сбавить обороты. В 1995 году оборудование, документация, интеллектуальная собственность и право на бренд были проданы предпринимателю Чарльзу Уайтнеру. В 1997 г. Компания Whitener's Western Electric возобновила производство ламп Western Electric 300B сперва на принадлежавшем Western Electric заводе в Канзасе, затем Хантсвилле, штат Алабама, и наконец на новой фабрике в Россвилле, штат Джорджия, оснащенной новейшими водородными печами, автоматическими линиями очистки катодов, лазерной сваркой, продвинутыми системами водной деионизации и усовершенствованными испытательными стендами. Чуть позже владелец компании объявил о начале выпуска и ряда других ламп: 12AX7, 12AT7, 12AU7, 6550 и 6L6 (Прим. 2). Если, что кажется вполне реальным, Уайтнер решил поднять престиж своей компании Western Electric до уровня оригинального бренда, то это весьма удачный его старт.
Коллектив Уайтнера, в который входят 15 опытных инженеров, работает здесь на уникальном оборудовании, и помимо собственно ламп 300B здесь производится интегральный усилитель 91E ($22,500), разработанный на основе более ранней модели WE91A.
«Наша цель заключалась в том, чтобы вывести однотактный усилитель на такой уровень, который позволил бы получить от лампы 300B звук, которого ранее не удавалось достигнуть», – писал Уайтнер в своем электронном письме. «Каждый год появляются новые усилители разных производителей на 300B. Мы должны были придумать нечто особенное, чего никто помимо Western Electric не мог бы предложить».
Особенности конструкции
Уайтнер утверждает, что усилитель 91E, который группа инженеров разрабатывала целых 10 лет, стараясь сохранить ценные качества, которыми обладал более ранний усилитель WE91A – деликатность, красочность, открытость и магия тембров – и придать ему современные полжительные качества. «Вы услышите в нем плотные басы и воздушные высокие. Мы надеялись сохранить чистоту середины оригинального однотактного усилителя 91A на 300B. 91E не использует обратную связь, ни общую, ни местную. Сделать однотактный усилитель без обратной связи – нелегкая задача, требующая только самых качественных электронных компонентов в сигнальном тракте. Но благодаря такому решению усилитель 91E обладает способностью великолепной передачи пространства звуковой сцены. Измеряемые суммарные нелинейные искажения и демпфинг-фактор у двухтактных усилителей могут быть лучше, но не без компромиссов по музыкальности и локализации. Патентованная схема 91E практически сводит на нет слышимые шумы». Надо добавить, что усилитель также имеет дистанционное управление и Bluetooth, что основатель Western Electric Элиша Грэй вряд ли мог себе представить.
Предъявленный AT&T в 1974 году антимонопольный иск и последовавшее за ним расформирование телекоммуникационной сети Bell в 1982 заставили Western Electric сбавить обороты. В 1995 году оборудование, документация, интеллектуальная собственность и право на бренд были проданы предпринимателю Чарльзу Уайтнеру. В 1997 г. Компания Whitener's Western Electric возобновила производство ламп Western Electric 300B сперва на принадлежавшем Western Electric заводе в Канзасе, затем Хантсвилле, штат Алабама, и наконец на новой фабрике в Россвилле, штат Джорджия, оснащенной новейшими водородными печами, автоматическими линиями очистки катодов, лазерной сваркой, продвинутыми системами водной деионизации и усовершенствованными испытательными стендами. Чуть позже владелец компании объявил о начале выпуска и ряда других ламп: 12AX7, 12AT7, 12AU7, 6550 и 6L6 (Прим. 2). Если, что кажется вполне реальным, Уайтнер решил поднять престиж своей компании Western Electric до уровня оригинального бренда, то это весьма удачный его старт.
Коллектив Уайтнера, в который входят 15 опытных инженеров, работает здесь на уникальном оборудовании, и помимо собственно ламп 300B здесь производится интегральный усилитель 91E ($22,500), разработанный на основе более ранней модели WE91A.
«Наша цель заключалась в том, чтобы вывести однотактный усилитель на такой уровень, который позволил бы получить от лампы 300B звук, которого ранее не удавалось достигнуть», – писал Уайтнер в своем электронном письме. «Каждый год появляются новые усилители разных производителей на 300B. Мы должны были придумать нечто особенное, чего никто помимо Western Electric не мог бы предложить».
Особенности конструкции
Уайтнер утверждает, что усилитель 91E, который группа инженеров разрабатывала целых 10 лет, стараясь сохранить ценные качества, которыми обладал более ранний усилитель WE91A – деликатность, красочность, открытость и магия тембров – и придать ему современные полжительные качества. «Вы услышите в нем плотные басы и воздушные высокие. Мы надеялись сохранить чистоту середины оригинального однотактного усилителя 91A на 300B. 91E не использует обратную связь, ни общую, ни местную. Сделать однотактный усилитель без обратной связи – нелегкая задача, требующая только самых качественных электронных компонентов в сигнальном тракте. Но благодаря такому решению усилитель 91E обладает способностью великолепной передачи пространства звуковой сцены. Измеряемые суммарные нелинейные искажения и демпфинг-фактор у двухтактных усилителей могут быть лучше, но не без компромиссов по музыкальности и локализации. Патентованная схема 91E практически сводит на нет слышимые шумы». Надо добавить, что усилитель также имеет дистанционное управление и Bluetooth, что основатель Western Electric Элиша Грэй вряд ли мог себе представить.
«91E использует патентованную схему Western Electric SCS (Steered Current Source – управляемый источник тока)», – так написано на сайте компании. «Уникальная цепь параллельного источника подает половинный переменный ток на анод 300B, модулируя ток покоя лампы. В результате этого только половина мощности приходится на лампу, позволяя получить больше мощности на выходе». (Заявленная выходная мощность 91E составляет 20 Вт на нагрузке 8 Ом при суммарном коэффициенте гармоник не более 10%). «Отчасти прирост выходной мощности достигнут и за счет того, что лампа 300B у нас работает в классе A2 с заходим потенциала сетки в положительную область», – рассказывает Уайтнер. «Схема SCS непрерывно контролирует рассеиваемую на лампе мощность, удерживая ее в пределах допустимого, что, естественно, продлевает ресурс лампы».
91E также использует «ступенчатый аттенюатор с логарифмической характеристикой», как можно прочесть на сайте производителя, «чтобы оптимизировать регулировку громкости в соответствии с особенностями человеческого слуха. Аттенюатор состоит из цепочки коммутируемых дискретных резисторов, которые формируют логарифмическую кривую громкости».
«Это похоже на логарифмический потенциометр», – добавляет Уайтнер. «Ступенчатые аттенюаторы меньше шумят и обладают большей точностью по сравнению с моторизованными потенциометрами. На самом деле наш ступенчатый аттенюатор, управляемый микропроцессором, переключает реле, коммутирующие отдельные дискретные резисторы, и при этом используется алгоритм, эмулирующий цифро-аналоговое преобразование. Таким образом обеспечивается равномерность регулировки громкости на уровне восприятия слухом».
91E также использует «ступенчатый аттенюатор с логарифмической характеристикой», как можно прочесть на сайте производителя, «чтобы оптимизировать регулировку громкости в соответствии с особенностями человеческого слуха. Аттенюатор состоит из цепочки коммутируемых дискретных резисторов, которые формируют логарифмическую кривую громкости».
«Это похоже на логарифмический потенциометр», – добавляет Уайтнер. «Ступенчатые аттенюаторы меньше шумят и обладают большей точностью по сравнению с моторизованными потенциометрами. На самом деле наш ступенчатый аттенюатор, управляемый микропроцессором, переключает реле, коммутирующие отдельные дискретные резисторы, и при этом используется алгоритм, эмулирующий цифро-аналоговое преобразование. Таким образом обеспечивается равномерность регулировки громкости на уровне восприятия слухом».
При включении 91E на дисплее появляется силуэт крылатого «Золотого мальчика» (который изначально называли «Гением телеграфии») с электрическими кабелями и молниями в руках. Затем следует 30-секундный период прогрева, а в течение следующих 30 секунд стабилизируется управляемый микропроцессором ток покоя выходных ламп. После 20 минут отсутствия сигнала 91E переходит в режим ожидания. Важная инновация 91E – это сменные блоки выходных трансформаторов вместо трансформаторов с отводами вторичной обмотки. В качестве опциональных доступны трансформаторы на 4 и 16 Ом (по $3300 каждый), которыми можно заменить 8-Омный трансформатор в комплектации усилителя. «Мы используем отдельные трансформаторы для разных нагрузок по той причине, что дополнительные обмотки в традиционном трансформаторе с отводами вызывают деградацию сигнала», – говорит Уайтнер.
91E собран на печатных платах. «Схема усилителя слишком сложна для навесного монтажа», – объясняет Уайтнер. Бренды и характеристики конденсаторов, резисторов, трансформаторов, проводов внутренней разводки, разъемов RCA, переключателей и выходных клемм производителем не разглашаются.
Подключение и первые впечатления
Распаковка 91E походила на извлечение массивного ювелирного украшения из футляра ручной работы. Я получил массу удовольствия и от распаковки пары 300B, каждая из которых покоилась в коробке с мягкими ложементами и сопровождалась индивидуальной документацией.
91E массивен и потребовал весьма осторожных маневров при установке в мою стойку Salamander, но пара никелированных штанг значительно облегчили задачу. Я подключил к усилителю ЦАП, виниловые проигрыватели и акустические системы, но перед тем, как Золотой мальчик начнет свой танец в моей комнате, мне нужно было установить фонокартриджи на проигрыватель.
91E собран на печатных платах. «Схема усилителя слишком сложна для навесного монтажа», – объясняет Уайтнер. Бренды и характеристики конденсаторов, резисторов, трансформаторов, проводов внутренней разводки, разъемов RCA, переключателей и выходных клемм производителем не разглашаются.
Подключение и первые впечатления
Распаковка 91E походила на извлечение массивного ювелирного украшения из футляра ручной работы. Я получил массу удовольствия и от распаковки пары 300B, каждая из которых покоилась в коробке с мягкими ложементами и сопровождалась индивидуальной документацией.
91E массивен и потребовал весьма осторожных маневров при установке в мою стойку Salamander, но пара никелированных штанг значительно облегчили задачу. Я подключил к усилителю ЦАП, виниловые проигрыватели и акустические системы, но перед тем, как Золотой мальчик начнет свой танец в моей комнате, мне нужно было установить фонокартриджи на проигрыватель.
Чтобы воспользоваться встроенным фонокорректором 91E, Уайтнер и начальник отдела маркетинга Коби Бойкин снабдили меня шестью парами вставок ($250/пара). На каждой из них были нанесены значения входной емкости для головок ММ (100 пФ, 220 пФ, 330 пФ) либо сопротивления для MC (100 Ом, 330 Ом, 1000 Ом). Уайтнер рекомендовал пару на 100 Ом для моей головки EMT TSD15 N Super Fineline. А вставки на 330 Ом лучше всего подошли к моей головке Ortofon SPU Classic GE MkII (Прим. 3). 23-килограммовое фрезерованное шасси 91E шириной 480 мм, глубиной 381 мм и высотой 282 мм обладает привлекательным индустриальным дизайном, приличествующим богатой родословной усилителя. Это большой, солидный и элегантный аппарат с массивной лицевой панелью толщиной в 25 мм и высотой 152 мм, которая сразу привлекает внимание.
В углублении левой части лицевой панели расположен вертикальный ряд кнопок выбора входа: phono, CD, tuner, aux 1, aux 2 и Bluetooth. В центре находится стеклянный дисплей 102 х 64 мм, хорошо заметный из любой точки помещения и отображающий активный вход и уровень громкости с помощью пары индикаторов уровня. Внизу дисплея гордо светится логотип Western Electric. Справа на лицевой панели доминирует ручка громкости диаметром 64 мм над кнопкой включения, светодиодным индикатором статуса и гнездом для наушников ¼'' Jack.
Позади лицевой панели сверху на корпусе между двумя драйверными лампами ECC81 установлен блок трансформатора на нагрузку 8 Ом. За ними возвышается пара выходных ламп 300B в защитных стеклянных колпаках. Последние снабжены алюминиевыми крышками с сеточкой для вентиляции.
Задняя панель заполнена полностью. В левой ее части располагаются восемь золоченных парных разъемов RCA с надписями Phono Load, Phono In, CD, Tuner, Aux1, Aux2, Line Out и Pre Out, а также клемма заземления и переключатель MM/MC. Пара выходных клемм установлены в отдельной секции, а еще одна секция задней панели несет входы Ethernet и USB (оба они предназначены только для обновления прошивки), два 3,5 мм гнезда для проводного дистанционного управления и сетевой разъем. Корпус 91E стоит на четырех металлических ножках с резиновыми вставками.
Черный алюминиевый пульт ДУ, несмотря на минималистический стиль, тем не менее исключительно функционален. Особо впечатлила возможность регулировать с него яркость свечения дисплея.
С точки зрения эстетики и функциональности 91E – тщательно подуманное и удачно реализованное изделие. Регулировки точны и эргономичны, никаких помех или сбоев. Во всем видна предельная добросовестность Western Electric в любых мелочах, от транспортировочных контейнеров из массива вишни с крышками на петлях для ламп 300B и до упаковки усилителей, которые укладываются в плотные формованные ложементы из вспененной резины. Помимо самих усилителей в упаковках присутствуют отвертка, инструмент для выравнивания ламповых штырьков и ключ для снятия защитных сеточек. И все они уникального качества. Также в числе аксессуаров неимоверно толстые сетевые кабели (до этого ничего подобного в комплектных наборах я не видел).
Мне приходилось испытывать усилители и с холодной пайкой элементов схемы, и с невнятными руководствами пользователя, и с неточными обозначениями органов управления. А 91E ассоциируется с ушедшей в прошлое добротностью сборки, характерной для золотой эпохи аудио, что было тогда обычной практикой и залогом успеха американского бизнеса.
Слаженность звучания однотактного усилителя
Не могу забыть своего первого знакомства с однотактным усилителем. До того, как я приобрел мои предварительные усилители Shindo Allegro и двухтактный усилитель Shindo Haut Brion (20 Вт), моим фаворитом был усилитель Art Audio Diavolo, который работал с парой выходных ламп KR VV32B и выдавал всего 13 Вт. Именно такое звучание я ассоциировал с однотактными усилителями. Это было как блинчики с маслом, политые сиропом – Diavolo звучал божественно, передавая все богатство тембров и глубину сцены большого храма Нью-Йорк Сити. Был ли Diavolo прозрачным? Я бы этого не сказал. Но он звучал рафинировано, свежо, потрясающе красочно и гипнотически на джазовых и классических записях.
91E – полная противоположность по всем показателям. Это один из самых нейтральных, точных, корректных в плане частотной характеристики усилителей из всех, что я когда-либо испытывал. При всем аудиофильском восторге от изысканности триодных высоких частот и наполненности звуковой сцены этот усилитель радует слух звуковыми атрибутами, далеко не всегда свойственными ламповым усилителям, не говоря уже об однотактных: как и заявлял Уайтнер, низкие частоты действительно оказались плотными и отчетливыми. Будь то Weather Report или Wagner, Брубек или Брамс, если глубокие басы присутствуют на виниле, 91E их добросовестно воспроизводит раз за разом.
Исключительно корректный 91E никогда не выпячивает какую-либо часть спектра на фоне других частот, не страдает резкостью выбросов на высоких, не размывает басы. Прозрачная середина со всей ее магией находится в полном консенсусе с высокими без малейшего намека на зернистость и быстрыми, плотными басами. По моему опыту это необычно для ламповой техники: мой старый BAT VK-75 на KT88 тоже радовал меня плотностью баса, но в целом его звучание не сильно впечатляло. Мои любимые Shindo Haut Brion тоже выдавали приятные на слух низкие частоты: пускай мягковатые, слегка расслабленные, достаточно цветастые, но в целом идеальные по текстуре и тональному балансу. 91E уступает Shindo по полнотелости и массивности баса, но он более убедителен по энергетике и чистоте звучания акустического и электрического баса, большого барабана, литавр и виолончели в нижнем регистре.
В углублении левой части лицевой панели расположен вертикальный ряд кнопок выбора входа: phono, CD, tuner, aux 1, aux 2 и Bluetooth. В центре находится стеклянный дисплей 102 х 64 мм, хорошо заметный из любой точки помещения и отображающий активный вход и уровень громкости с помощью пары индикаторов уровня. Внизу дисплея гордо светится логотип Western Electric. Справа на лицевой панели доминирует ручка громкости диаметром 64 мм над кнопкой включения, светодиодным индикатором статуса и гнездом для наушников ¼'' Jack.
Позади лицевой панели сверху на корпусе между двумя драйверными лампами ECC81 установлен блок трансформатора на нагрузку 8 Ом. За ними возвышается пара выходных ламп 300B в защитных стеклянных колпаках. Последние снабжены алюминиевыми крышками с сеточкой для вентиляции.
Задняя панель заполнена полностью. В левой ее части располагаются восемь золоченных парных разъемов RCA с надписями Phono Load, Phono In, CD, Tuner, Aux1, Aux2, Line Out и Pre Out, а также клемма заземления и переключатель MM/MC. Пара выходных клемм установлены в отдельной секции, а еще одна секция задней панели несет входы Ethernet и USB (оба они предназначены только для обновления прошивки), два 3,5 мм гнезда для проводного дистанционного управления и сетевой разъем. Корпус 91E стоит на четырех металлических ножках с резиновыми вставками.
Черный алюминиевый пульт ДУ, несмотря на минималистический стиль, тем не менее исключительно функционален. Особо впечатлила возможность регулировать с него яркость свечения дисплея.
С точки зрения эстетики и функциональности 91E – тщательно подуманное и удачно реализованное изделие. Регулировки точны и эргономичны, никаких помех или сбоев. Во всем видна предельная добросовестность Western Electric в любых мелочах, от транспортировочных контейнеров из массива вишни с крышками на петлях для ламп 300B и до упаковки усилителей, которые укладываются в плотные формованные ложементы из вспененной резины. Помимо самих усилителей в упаковках присутствуют отвертка, инструмент для выравнивания ламповых штырьков и ключ для снятия защитных сеточек. И все они уникального качества. Также в числе аксессуаров неимоверно толстые сетевые кабели (до этого ничего подобного в комплектных наборах я не видел).
Мне приходилось испытывать усилители и с холодной пайкой элементов схемы, и с невнятными руководствами пользователя, и с неточными обозначениями органов управления. А 91E ассоциируется с ушедшей в прошлое добротностью сборки, характерной для золотой эпохи аудио, что было тогда обычной практикой и залогом успеха американского бизнеса.
Слаженность звучания однотактного усилителя
Не могу забыть своего первого знакомства с однотактным усилителем. До того, как я приобрел мои предварительные усилители Shindo Allegro и двухтактный усилитель Shindo Haut Brion (20 Вт), моим фаворитом был усилитель Art Audio Diavolo, который работал с парой выходных ламп KR VV32B и выдавал всего 13 Вт. Именно такое звучание я ассоциировал с однотактными усилителями. Это было как блинчики с маслом, политые сиропом – Diavolo звучал божественно, передавая все богатство тембров и глубину сцены большого храма Нью-Йорк Сити. Был ли Diavolo прозрачным? Я бы этого не сказал. Но он звучал рафинировано, свежо, потрясающе красочно и гипнотически на джазовых и классических записях.
91E – полная противоположность по всем показателям. Это один из самых нейтральных, точных, корректных в плане частотной характеристики усилителей из всех, что я когда-либо испытывал. При всем аудиофильском восторге от изысканности триодных высоких частот и наполненности звуковой сцены этот усилитель радует слух звуковыми атрибутами, далеко не всегда свойственными ламповым усилителям, не говоря уже об однотактных: как и заявлял Уайтнер, низкие частоты действительно оказались плотными и отчетливыми. Будь то Weather Report или Wagner, Брубек или Брамс, если глубокие басы присутствуют на виниле, 91E их добросовестно воспроизводит раз за разом.
Исключительно корректный 91E никогда не выпячивает какую-либо часть спектра на фоне других частот, не страдает резкостью выбросов на высоких, не размывает басы. Прозрачная середина со всей ее магией находится в полном консенсусе с высокими без малейшего намека на зернистость и быстрыми, плотными басами. По моему опыту это необычно для ламповой техники: мой старый BAT VK-75 на KT88 тоже радовал меня плотностью баса, но в целом его звучание не сильно впечатляло. Мои любимые Shindo Haut Brion тоже выдавали приятные на слух низкие частоты: пускай мягковатые, слегка расслабленные, достаточно цветастые, но в целом идеальные по текстуре и тональному балансу. 91E уступает Shindo по полнотелости и массивности баса, но он более убедителен по энергетике и чистоте звучания акустического и электрического баса, большого барабана, литавр и виолончели в нижнем регистре.
Прослушивание
Из истории джаза мы знаем, что когда в конце 60-х стиль фьюжн стал популярным, рынок для таких свинговых музыкантов, как Декстер Гордон и Хэнк Мобли, скукожился, и джаз впал в кому до тех пор, пока Уинтом Марсалис и Young Lions не возродили его в 80-х. Но (в основном) мелкие лейблы, включая Black Jazz, Ovation, Strata-East, Catalyst, Artists House, Cobblestone, Inner City, Muse, Mainstream, Xanadu и Groove Merchant продолжали записывать талантливых исполнителей и в течение 70-х. Horace Tapscott, Art Ensemble of Chicago, Black Artists Group, Arista Freedom, Enja, ECM Records и другие студии осваивали территорию эзотерического джаза: клавишники Мики Такер, Нил Крек и Чарльз Ирлэнд; гитаристы Роланд Принс, Калвин Кис, О'Доннел Леви и Пэт Мартино; саксофонисты Чарльз МакФерсон, Эрик Клосс и Хедли Калимэн раздвинули горизонты традиционного джаза.
Из истории джаза мы знаем, что когда в конце 60-х стиль фьюжн стал популярным, рынок для таких свинговых музыкантов, как Декстер Гордон и Хэнк Мобли, скукожился, и джаз впал в кому до тех пор, пока Уинтом Марсалис и Young Lions не возродили его в 80-х. Но (в основном) мелкие лейблы, включая Black Jazz, Ovation, Strata-East, Catalyst, Artists House, Cobblestone, Inner City, Muse, Mainstream, Xanadu и Groove Merchant продолжали записывать талантливых исполнителей и в течение 70-х. Horace Tapscott, Art Ensemble of Chicago, Black Artists Group, Arista Freedom, Enja, ECM Records и другие студии осваивали территорию эзотерического джаза: клавишники Мики Такер, Нил Крек и Чарльз Ирлэнд; гитаристы Роланд Принс, Калвин Кис, О'Доннел Леви и Пэт Мартино; саксофонисты Чарльз МакФерсон, Эрик Клосс и Хедли Калимэн раздвинули горизонты традиционного джаза.
Cлушая 91E, я понял, что почти все эти исполнители звучат так, что при этом полностью передается характерная атмосфера джаза 70-х. Blues for We Мела Брауна (Impulse! A-9180) впечатлил масштабами звуковой сцены и поразительной непосредственностью. Казалось, что звуковая панорама светится изнутри в каждой ее точке, и самые деликатные подробности акустической атмосферы передаются четко и убедительно. Мои пометки в блокноте относительно впечатлений от звучания этой записи пестрят терминами «чистота», «детальность» и «глубина». 91E отличился и в воссоздании сверх-реалистичного звукового пространства и зубастой текстуры в записи Нила Крека в стиле funky jazz-and-soul Creque (Cobblestone 9005); мощи и силы на Hadley Caliman (Mainstream Records MRL 318); интимной атмосферы уютной маленькой студии на релизе Мики Такера Sojourn (Xanadu Records 143) 1977 года.
C моими фонокорректором Tavish Audio Design Adagio и повышающим трансформатором для MC Sculpture A Mini Nano SUT выяснилось, что Tavish звучит более весомо, красочно и тонально вернее, чем встроенный фонокорректор 91SE. Но зато последний выигрывает по прозрачности и глубине разрешения, его звучание было более энергичным, а сложные текстуры инструментов передаются более полноценно.
Высокие частоты 91E, свободные от колкости и зерна, обнаружили неограниченную динамику, что привнесло в звучание особый драйв и масштабность, превратив прослушивание знакомых записей в истинное удовольствие, наполненное свежими эмоциями. Мои акустические системы DeVore Fidelity O/96 с усилителем 91E продемонстрировали тугой и плотный бас, их 10-дюймовые басовые динамики контролировались не хуже, чем с любым транзисторным усилителем. Удивительно, что 91SE звучит не совсем как типичный ламповый усилитель с акустическими системами O/96, но и не так, как усилитель LKV Research PWR-3 работающий в классе D. Мои усилители Shindo, напротив, обладают более выраженными атрибутами лампового звука с его теплотой, округлостью и вязкостью звукового пространства.
Но в наибольшей степени 91E раскрыл свой потенциал с акустическими системами Fleetwood DeVille. С ними однотактная триодная схема показала свои наилучшие стороны в прозрачности и детальности. Также в данном случае более выраженно проявились когерентность и нейтральность усилителя. Несмотря на более широкий заявленный частотный диапазон O/96 усилитель 91E с колонками DeVille выявил больше мелких деталей, хотя DeVille оснащены компрессионными ВЧ-излучателями, а O/96 – шелковыми куполами. Но при всем этом и та, и другая пара колонок с 91E звучала чисто, прозрачно и осязаемо.
Заключение
Чарльз Уайтнер утверждает, что интегральный усилитель Western Electric 91E обладает «плотными басами и расширенным высокочастотным регистром», а также «прозрачностью середины оригинального WE 91A» и возможностью создавать «великолепную звуковую сцену».
91E – отнюдь не традиционный однотактный усилитель, который принято считать чемпионом в области средне- и высокочастотной части звукового диапазона. Он звучит более энергично и живо без компромиссов в области нижнего баса, это классный аппарат, в звучании которого сочетаются нейтральность и масштабность звуковой сцены. 91E дарит непреходящее удовольствие от музыки. Western Electric вернулась!
Описание:
однотактный интегральный усилитель на 300B. Комплект ламп: 1 подобранная пара Western Electric 300B, 1 пара WE ECC81. Выходная мощность: 20 Вт на 4 Ом (Кг 10%; 10 дБВт), 16 Вт на 4 Ом (Кг 5%; 9 дБВт), 14 Вт на 4 Ом (Кг 3%; 8.5 дБВт), 20 Вт на 8 Ом (Кг 10%; 13 дБВт), 16 Вт на 8 Ом (Кг 5%; 12 дБВт), 14 Вт на 8 Ом (Кг 3%; 11.5 дБВт). Чувствительность по входу Phono sensitivity, MM (10 Вт на 4 Ом): 0.75 мВ; MC (10 Вт на 4 Ом): 70 мкВ. Входной импеданс Phono (MM): 47 кОм, 100 пФ. Отношение сигнал-шум по входу Phono, MM (10 Вт на 4 Ом, вх. 5 мВ): 83 дБ (A); MC (10 Вт на 4 Ом, вх. 0.5 мВ): 73 дБ (A). Частотный диапазон по Phono: 30 Гц – 20 кГц (RIAA ±0.5 дБ). Отношение сигнал-шум по входу CD (10 Вт на 4 Ом, вх. 0.5 В): 101 дБ (A). Чувствительность по входу CD (10 Вт на 4 Ом): 0.27 В. Входной импеданс по входу CD: 20 кОм. Частотный диапазон по входу CD: 15 Гц – 32 кГц (–3 дБ). Поддерживаемый кодек Bluetooth: BC, MP3, AAC, FastStream, aptX. Размерность (адаптированная) по Bluetooth: до 96 кГц (aptX), разрядность до 16 бит. Частотный диапазон по Bluetooth: 20 Гц – 20 кГц. Отношение сигнал-шум по Bluetooth: 96 дБ. Потребляемая мощность: (рабочий режим / standby) 160 Вт / 0.3 Вт. Сетевое питание: 100 В / 115 В / 230 В, 50 – 60 Гц. Сетевой предохранитель: 2A, медленного сгорания.
Размеры: 480 мм (Ш) × 300 мм (Г) × 280 мм (В). Вес: 22.2 кг.
Варианты оформления: никель, шампань, черная краска. Материал шасси: фрезерованный алюминий.
Сопутствующее оборудование:
Аналоговые источники: проигрыватели Kuzma Stabi R с тонармом 4Point и звукоснимателем Clearaudio Jubilee MC v2, Thorens TD 124 с тонармом Jelco 350S и звукоснимателем Ortofon SPU Classic GE MkII.
Предусилители: Shindo Allegro; Tavish Adagio; Sculpture A Mini Nano SUT.
Усилитель мощности: Shindo Haut Brion.
Акустические системы: DeVore Fidelity Orangutan O/96, Fleetwood DeVille.
Кабели: Межблочные: Triode Wire Labs Spirit II (RCA), Analysis Plus Silver Apex (RCA). Акустические: Analysis Plus Silver Apex Speaker. Сетевые: Triode Wire Labs Obsession NCF, авторские самодельные.
Аксессуары: платформы AV Room Service Equipment Vibration Protectors (EVPs) под усилителями, предусилителями и проигрывателями; очистительный агрегат для виниловых пластинок Pro-Ject VC-S2 ALU; ультразвуковой моечный агрегат для виниловых пластинок Audiodesksysteme Vinyl Cleaner Pro; сетевой кондиционер IsoTek EVO3 Aquarius; аппаратные стойки Salamander с 5 уровнями. – Кен Микаллеф
Измерения
Испытания усилителя Western Electric 91E производилось с помощью измерительного комплекса Audio Precision SYS2722 system. В соответствии с рекомендациями великолепного руководства пользователя лампы были установлены в панельки, и после включения ток покоя 300B быстро стабилизировался, но перед началом испытаний усилитель разогревался еще в течение 30 минут.
Western Electric 91E является неинвертирующим усилителем. Точность ступенчатой регулировки громкости не хуже 0,5 дБ. Выходной мощности 1 Вт на 8 Ом соответствует показание -12 дБ на индикаторах лицевой панели. Максимальное усиление на частоте 1 кГц довольно невысокое – 29,6 дБ на нагрузке 8 Ом, 19,7 дБ на выходе на головные телефоны и -0,01 дБ на выходе предварительной ступени, т.е. при входном сигнале в 1 В на линейном выходе присутствует 998,5 мВ. Заявленный входной импеданс составляет 20 кОм. Измеренные значения, однако, составили 16,5 кОм на частотах 20 Гц и 1 кГц и 15,5 кОм на 20 кГц.
Выходной импеданс выхода на головные телефоны оказался достаточно высоким – 113 Ом в пределах рабочего диапазона частот, что нельзя считать оптимальным для низкоомных наушников. Выходной импеданс акустического выхода составляет 3,3 Ом на 20 Гц и медленно падает до 2,57 Ом на частотах 1 кГц и 20 кГц. Неравномерность АЧХ усилителя на малом сигнале при работе на симулятор АС (График 1, серая кривая) составила ±1,4 дБ, что должно быть заметно на слух. На резистивных нагрузках (График 1, синяя, красная, голубая, розовая и зеленая кривые) спад характеристики начинается на частоте 10 кГц, достигая уровня -3 дБ на частоте 35 кГц. График 1 показывает характеристики усилителя при максимальном положении регулятора громкости, минимальная разница уровня по каналам наблюдается при более низких положениях регулятора. Меандр с частотой 1 кГц на 8 Ом усилитель 91E воспроизвел прекрасно (График 2). Спад ультразвуковых компонентов спектра растягивает время нарастания фронта прямоугольных импульсов на 10 кГц (График 3), но выбросов или паразитных колебаний при этом не наблюдается.
Заключение
Чарльз Уайтнер утверждает, что интегральный усилитель Western Electric 91E обладает «плотными басами и расширенным высокочастотным регистром», а также «прозрачностью середины оригинального WE 91A» и возможностью создавать «великолепную звуковую сцену».
91E – отнюдь не традиционный однотактный усилитель, который принято считать чемпионом в области средне- и высокочастотной части звукового диапазона. Он звучит более энергично и живо без компромиссов в области нижнего баса, это классный аппарат, в звучании которого сочетаются нейтральность и масштабность звуковой сцены. 91E дарит непреходящее удовольствие от музыки. Western Electric вернулась!
Описание:
однотактный интегральный усилитель на 300B. Комплект ламп: 1 подобранная пара Western Electric 300B, 1 пара WE ECC81. Выходная мощность: 20 Вт на 4 Ом (Кг 10%; 10 дБВт), 16 Вт на 4 Ом (Кг 5%; 9 дБВт), 14 Вт на 4 Ом (Кг 3%; 8.5 дБВт), 20 Вт на 8 Ом (Кг 10%; 13 дБВт), 16 Вт на 8 Ом (Кг 5%; 12 дБВт), 14 Вт на 8 Ом (Кг 3%; 11.5 дБВт). Чувствительность по входу Phono sensitivity, MM (10 Вт на 4 Ом): 0.75 мВ; MC (10 Вт на 4 Ом): 70 мкВ. Входной импеданс Phono (MM): 47 кОм, 100 пФ. Отношение сигнал-шум по входу Phono, MM (10 Вт на 4 Ом, вх. 5 мВ): 83 дБ (A); MC (10 Вт на 4 Ом, вх. 0.5 мВ): 73 дБ (A). Частотный диапазон по Phono: 30 Гц – 20 кГц (RIAA ±0.5 дБ). Отношение сигнал-шум по входу CD (10 Вт на 4 Ом, вх. 0.5 В): 101 дБ (A). Чувствительность по входу CD (10 Вт на 4 Ом): 0.27 В. Входной импеданс по входу CD: 20 кОм. Частотный диапазон по входу CD: 15 Гц – 32 кГц (–3 дБ). Поддерживаемый кодек Bluetooth: BC, MP3, AAC, FastStream, aptX. Размерность (адаптированная) по Bluetooth: до 96 кГц (aptX), разрядность до 16 бит. Частотный диапазон по Bluetooth: 20 Гц – 20 кГц. Отношение сигнал-шум по Bluetooth: 96 дБ. Потребляемая мощность: (рабочий режим / standby) 160 Вт / 0.3 Вт. Сетевое питание: 100 В / 115 В / 230 В, 50 – 60 Гц. Сетевой предохранитель: 2A, медленного сгорания.
Размеры: 480 мм (Ш) × 300 мм (Г) × 280 мм (В). Вес: 22.2 кг.
Варианты оформления: никель, шампань, черная краска. Материал шасси: фрезерованный алюминий.
Сопутствующее оборудование:
Аналоговые источники: проигрыватели Kuzma Stabi R с тонармом 4Point и звукоснимателем Clearaudio Jubilee MC v2, Thorens TD 124 с тонармом Jelco 350S и звукоснимателем Ortofon SPU Classic GE MkII.
Предусилители: Shindo Allegro; Tavish Adagio; Sculpture A Mini Nano SUT.
Усилитель мощности: Shindo Haut Brion.
Акустические системы: DeVore Fidelity Orangutan O/96, Fleetwood DeVille.
Кабели: Межблочные: Triode Wire Labs Spirit II (RCA), Analysis Plus Silver Apex (RCA). Акустические: Analysis Plus Silver Apex Speaker. Сетевые: Triode Wire Labs Obsession NCF, авторские самодельные.
Аксессуары: платформы AV Room Service Equipment Vibration Protectors (EVPs) под усилителями, предусилителями и проигрывателями; очистительный агрегат для виниловых пластинок Pro-Ject VC-S2 ALU; ультразвуковой моечный агрегат для виниловых пластинок Audiodesksysteme Vinyl Cleaner Pro; сетевой кондиционер IsoTek EVO3 Aquarius; аппаратные стойки Salamander с 5 уровнями. – Кен Микаллеф
Измерения
Испытания усилителя Western Electric 91E производилось с помощью измерительного комплекса Audio Precision SYS2722 system. В соответствии с рекомендациями великолепного руководства пользователя лампы были установлены в панельки, и после включения ток покоя 300B быстро стабилизировался, но перед началом испытаний усилитель разогревался еще в течение 30 минут.
Western Electric 91E является неинвертирующим усилителем. Точность ступенчатой регулировки громкости не хуже 0,5 дБ. Выходной мощности 1 Вт на 8 Ом соответствует показание -12 дБ на индикаторах лицевой панели. Максимальное усиление на частоте 1 кГц довольно невысокое – 29,6 дБ на нагрузке 8 Ом, 19,7 дБ на выходе на головные телефоны и -0,01 дБ на выходе предварительной ступени, т.е. при входном сигнале в 1 В на линейном выходе присутствует 998,5 мВ. Заявленный входной импеданс составляет 20 кОм. Измеренные значения, однако, составили 16,5 кОм на частотах 20 Гц и 1 кГц и 15,5 кОм на 20 кГц.
Выходной импеданс выхода на головные телефоны оказался достаточно высоким – 113 Ом в пределах рабочего диапазона частот, что нельзя считать оптимальным для низкоомных наушников. Выходной импеданс акустического выхода составляет 3,3 Ом на 20 Гц и медленно падает до 2,57 Ом на частотах 1 кГц и 20 кГц. Неравномерность АЧХ усилителя на малом сигнале при работе на симулятор АС (График 1, серая кривая) составила ±1,4 дБ, что должно быть заметно на слух. На резистивных нагрузках (График 1, синяя, красная, голубая, розовая и зеленая кривые) спад характеристики начинается на частоте 10 кГц, достигая уровня -3 дБ на частоте 35 кГц. График 1 показывает характеристики усилителя при максимальном положении регулятора громкости, минимальная разница уровня по каналам наблюдается при более низких положениях регулятора. Меандр с частотой 1 кГц на 8 Ом усилитель 91E воспроизвел прекрасно (График 2). Спад ультразвуковых компонентов спектра растягивает время нарастания фронта прямоугольных импульсов на 10 кГц (График 3), но выбросов или паразитных колебаний при этом не наблюдается.
Первая часть моих размышлений о превосходной синергии фонокорректора Gold Note PH-1000 / PSU-1250, проигрывателя Dohmann Audio Helix Two с 12-дюймовым тонармом Schröder CB-11 и картриджа Phasemation PP-2000 MC было опубликовано некоторое время назад. (Середина июля в выпуске 122, если быть точным.) Я дал характеристику аппаратного обеспечения вместе с некоторыми соображениями о жизненной важности синергии аудиосистемы при оценке компонентов в цепочке.
Спустя несколько месяцев пришло время завершить этот проект.
Перейдем к моим размышлениям о аудио возможностях этой звуковой цепочки…
Спустя несколько месяцев пришло время завершить этот проект.
Перейдем к моим размышлениям о аудио возможностях этой звуковой цепочки…
Western Electric заявляет максимальную мощность усилителя 91E 20 Вт (15,44 дБВт) на нагрузке 8 Ом при общих искажениях 10%, 16 Вт (12 дБВт) при искажениях в 5% и 14 Вт (11,46 дБВт) при искажениях в 3% (Прим. 4). С учетом принятого у нас определения клиппирования – т.е. при достижении нелинейных искажений плюс шумов уровня в 1% – при работе обеих каналов клиппирование было обнаружено уже при выходной мощности 1,8 Вт на нагрузке 8 Ом (2,55 дБВт, График 5). При искажениях с шумами на уровне 3% измеренная выходная мощность составила 9,23 Вт (9,65 дБВт), и при 10% – 12.8 Вт (11 дБВт). Несколько более высокие мощности были на нагрузке 4 Ом (График 6): 4,8 Вт (3,8 дБВт) при 1% искажений с шумами; 10 Вт (7 дБВт) при 3% и 14 Вт (8,45 дБВт) при 10%. Форма этих кривых свидетельствует о том, что усилитель использует очень неглубокую обратную связь.
График 7 показывает зависимость уровня искажений плюс шумы обеих каналов от частоты сигнала уровнем 1 В на нагрузках 8 и 4 Ом. Эти значения слегка растут на крайних частотах звукового диапазона, причем немного больше в левом канале на нагрузке 8 Ом (синяя кривая) и на нагрузке 4 Ом в правом (серая кривая). При сигнале уровнем 2,83 В, что соответствует мощности 1 Вт на нагрузке 8 Ом (График 8), уровень искажений был близок к 1% в обеих каналов.
К счастью, форма кривой суммарных искажений (График 9) говорит о том, что доминирует безобидная вторая гармоника (Прим. 5) на уровне 0,8%. Третья гармоника также присутствует, но на гораздо более низком уровне, особенно на нагрузке 4 Ом (График 10). Сами по себе вторая и третья гармоники не обязательно заметны на слух даже при довольно высоких уровнях, но только при условии отсутствия интермодуляционных искажений. При усилении двухтонального сигнала 19 + 20 кГц до 1 Вт на нагрузке 4 Ом (График11) разностная частота в 1 кГц наблюдалась на уровне -50 дБ (0.3%), а более высокочастотные продукты интермодуляции на частотах 18 и 21 кГц имели уровень на 10 дБ ниже. Они же оказались выше на 5 дБ при переходе на нагрузку 8 Ом (не показано), что, как следует из моего опыта, находится на грани слышимости. Следует, однако, заметить, что такой же уровень интермодуляционных искажений был выявлен у усилителя Air Tight ATM-300R, который испытывал Арт Дадли (Прим. 6) и который также использует по одной выходной лампе 300B в каждом канале.
При испытании входа phono я подключил земляной провод от Audio Precision к земляной клемме на задней панели усилителя, чтобы минимизировать фоновые шумы. Вход phono инвертирует абсолютную полярность сигнала. Максимальное усиление на частоте 1 кГц, измеренное на входе акустических систем, составило 71,5 дБ (MM) и 82,1 дБ (MC). Затем был испытан выход на головные телефоны при уровне громкости, установленном на -9,5 дБ, чтобы не допустить перегрузки выходного каскада. (При подключении разъема наушников выход на колонки блокируется). Также некоторые измерения были продублированы для выхода предварительной ступени усилителя. Входное сопротивление оказалось равным 42 кОм на частотах 20 Гц и 1 кГц и 34,3 кГц на 20 кГц (MM) и 993 Ом на 20 Гц, 979 Ом на 1 кГц, 968 Ом на 20 кГц (MC). Отклонение от характеристики RIAA оказалась очень небольшой при высокой точности совпадения по каналам (График.12), хотя на низких и высоких частотах наблюдался небольшой спад, достигающий -1 дБ на частотах 35 Гц и 20 кГц. При переходе на MM невзвешенное широкополосное отношение сигнал-шум при закороченных на землю входах и регуляторе громкости, установленном на максимум, составило хорошие 67 дБ (усредненное значение по обеим каналам) на сигнале 1 кГц уровня 5 мВ. При сужении полосы до звукового диапазона отношение сигнал-шум выросло до 79,7 дБ, а при активации фильтра А-взвешивания оно возросло до еще 84,2 дБ. Отношение сигнал-шум в режиме MC было ниже на 10-12 дБ, хотя это относительно неплохо для фонокорректора.
Сигнал со входа phono, измеренный на выходе на головные телефоны, имел более высокий уровень искажений, в котором доминировала вторая гармоника (-44 дБ, или 0.6%, График 13) при входном сигнале 5 мВ. Спектр гармонических искажений оказался очень близким к таковому при измерении на входах АС, что наводит на мысль, что выход на наушники берет начало на выходе на АС, скорее всего через последовательно подключенный резистор. Спектральному анализу был также подвергнут выход предварительной ступени (График 14). Хотя высшие гармоники оказались заметными, все они лежали на уровне -90 дБ (0.003%) и ниже, а вторая гармоника была почти на 50 дБ ниже, чем на выходе головных телефонов.
Высокий уровень второй гармоники, присутствующий на выходе головных телефонов, отрицательно сказался на перегрузочной способности. В режиме MM перегрузочная способность, рассчитанная как разность между номинальным уровнем в 5 мВ на частое 1 кГц и уровнем, при котором искажения плюс шумы достигают 1%, несколько разочаровала: она оказалась всего 3,4 дБ на 20 Гц, 4,2 дБ на 1 кГц и -8,4 дБ на 20 кГц. Она же в режиме MC (сигнал 1 кГц, 0.5 мВ) понизилась на 0,5 дБ. Но при повторе данного измерения для выхода предварительной ступени она оказалась на 8 дБ лучше на частотах 20 Гц и 1kHz как в режиме MM, так и в MC, хотя на частоте 20 кГц все же осталась довольно низкой. Усилитель Western Electric 91E является интригующим сочетанием современных технологий – это компьютерная оптимизация тока покоя выходных ламп, прецизионный регулятор громкости, индикаторы уровня на лицевой панели – и старых технологий почти полувекового возраста. Измерения реальных параметров показали именно то, чего можно ожидать от однотактного усилителя с одной лампой 300B в канале. С учетом высокого уровня гармонических и интермодуляционных искажений даже при относительно слабом сигнале можно предположить, что этот усилитель предпочтет акустические системы с номинальным импедансом 4 Ом и высокой чувствительностью. – Джон Аткинсон
Прим. 1: См. историю компании Bell Labs.
Прим. 2: См. Re-Tales #22. Также см. колонку Herb Reichert's May 2021 Gramophone Dreams, "The Venus Tube" и Peter van Willenswaard's "In Search of the Perfect 300B Tube."
Прим. 3: Western Electric дает рекомендации по выбору подходящих вставок фонокорректора.
Прим. 4: Честь и хвала Western Electric за обнародование измеренного уровня общих искажений. – Джим Остин
Прим. 5: Я создан специальные треки на Stereophile's Test CD 2, чтобы слушатель мог определить заметность на слух второй, третьей или седьмой гармоники.
Прим. 6: См. График 14.
Прим. 1: См. историю компании Bell Labs.
Прим. 2: См. Re-Tales #22. Также см. колонку Herb Reichert's May 2021 Gramophone Dreams, "The Venus Tube" и Peter van Willenswaard's "In Search of the Perfect 300B Tube."
Прим. 3: Western Electric дает рекомендации по выбору подходящих вставок фонокорректора.
Прим. 4: Честь и хвала Western Electric за обнародование измеренного уровня общих искажений. – Джим Остин
Прим. 5: Я создан специальные треки на Stereophile's Test CD 2, чтобы слушатель мог определить заметность на слух второй, третьей или седьмой гармоники.
Прим. 6: См. График 14.